на главную страницу
на главную страницу карта сайта отправить письмо
предыдущее фотоследующее фото
Выездная служба оказывает помощь 40-50 пациентам в месяц по принципу «стационар на дому».
...История хосписной помощи насчитывает свыше тысячи лет. Изначально она неразрывно связана с историей христианства. Первые хосписы появились на пути паломников, путешествующих в святые земли. Там монахи оказывали помощь заболевшим в дороге. В России существовала сходная традиция, так называемые богадельни, где ухаживали за больными, от которых все отказались....
Читать дальше
 
Каждый человек уникален. Тем не менее, многие из пациентов с прогрессирующим раком имеют во время болезни похожие ощущения и проходят через ряд стадий психологических изменений.

Эти стадии во многом условны – их наличие и формы проявления зависят от многих факторов: возраста и характера человека, длительности и тяжести его болезни, семейных обстоятельств, взаимоотношений с родными и т. д. У одних больных они прослеживаются с особой яркостью, у других – изменен порядок их следования, у третьих – некоторые стадии и вовсе отсутствуют.

Однако знание этих стадий полезно для понимания, почему человек реагирует именно так, а не иначе; оно убережет от неуместных травмирующих реакций и глупых штампов в поведении («Ничего, прорвешься!», «Не унывай!» и пр.); поможет справиться с собственным горем.


Первая стадия – стадия отрицания и изоляции

Сообщение о заболевании вызывает бурю эмоций. «Этого не может быть! Как это могло случиться со мной?» - такова защитная реакция, смягчающая удар истины. Человек удивляется случившемуся, сомневается в правильности диагноза, грезит о врачебной ошибке, мечется по целителям, постоянно переходя от надежды к отчаянию и наоборот.

Родные больного испытывают не меньший стресс. Одни вступают с ним в «партнерские» отношения, стремясь помочь ему, другие буквально жертвуют собой, третьи гиперопекают, четвертые отвергают.

Семья и друзья часто опасаются обсуждать с больным его тревоги и страхи, объясняя это боязнью доставить человеку еще большие страдания. Но это не так. Люди, которым не с кем поговорить, чаще страдают тяжелыми депрессиями.

Только откровенный разговор, открытое выражение эмоций и размышлений, относящихся к умиранию, может снять напряжение, царящее в семье.

Честное и прямое общение помогает больному почувствовать, что он не один, что он понят и любим; дает возможность ухаживающим снять со своей души груз невольной «вины» недомолвок и непонимания. Снимать это напряжение можно и тихим прикосновением, и молчаливым присутствием, и шуткой – все решают личные отношения, традиции, сиюминутное настроение и интуиция.

В общении с неизлечимо больным человеком не должно быть никаких навязчивых поучений и требований смотреть на мир «позитивно». Человеку нужны безусловная любовь и принятие, помогающие найти силы и уверенность.

Конечно, выразить понимание и любовь бывает очень сложно, ведь с этим человеком может быть связана история страданий, или обиды, неразрешенные конфликты. Но теперь все это становится неважным.

Поставьте себя на место вашего близкого и спросите себя, что вы хотели бы услышать и почувствовать. Безусловно, для этого нужны желание и силы. Да, больной в какой-то мере мешает вам вести полноценную жизнь, уход за ним накладывает массу ограничений, вы устали, тоже страдаете и, возможно, не очень здоровы сами, но разве можете вы, любящий, сбросить с плеч эту ношу, разве потом вы сможете простить себе минуты раздражения или пренебрежения?

Страх смерти и потеря смысла жизни – два огромных эмоциональных стресса первой стадии.

Никто из окружающих не может предложить уходящему готового ответа о смысле жизни. Эти поиски – очень личный процесс. Единственное, что никогда не будет лишним в тяжелые для человека дни, - это слова искренней любви его близких: «Мы любим тебя и будем любить несмотря ни на что. Мы счастливы, что ты любишь нас».


Вторая стадия – стадия возмущения

В завершение первой стадии больной приходит к пониманию, что его уход неизбежен. И эта неизбежность иногда порождает негодование: «Почему должен умереть именно я, ведь другие люди, даже много старше меня, продолжают жить?!».

Так проходит вся вторая стадия – стадия возмущения, следующий этап адаптации к ситуации неизлечимого заболевания.

В этот период родным и друзьям бывает трудно общаться с больным – он требователен, капризен и даже агрессивен. Он изводит своими претензиями и поучениями, вспоминает старые обиды и стимулирует скандалы.

А причина проста: он видит, что жизнь окружающих продолжается без него, и хочет привлечь их внимание, демонстрируя своим поведением, что еще жив.

Что же делать тем, кто находится рядом? В любом случае, не следует слишком личностно воспринимать претензии и агрессию больного, ведь «корень зла» кроется вовсе не в них, а в его состоянии, весь внутренний ужас которого вряд ли можно представить.

Понимающая снисходительность и легкая отстраненность – единственные помощники на этой стадии. Человеку необходимо дать возможность «выплеснуться», иначе агрессия может привести к саморазрушительным реакциям. Где-то с ним можно согласиться, если претензии и жалобы обоснованны; где-то мягко возразить, если своими разговорами он усугубляет и без того неровные отношения с кем-либо из родных.

Иногда полезно переключить его на физические действия, например, предложить изложить жалобы в письменной форме.


Третья возможная стадия – стадия переговоров

Человек, уже принимающий неизбежность смерти, задумывается о завершении земных дел и «торгуется» с Богом, судьбой или болезнью, давая обещания выполнить что-либо, если те захотят отсрочить уход. Все хотят иметь еще время для того, чтобы «достроить внукам дом», «успеть женить сына», «подлечить отца» и т. п.

В такой ситуации близким невероятно трудно найти правильную линию поведения и те самые нужные слова, способные отвести человека от пропасти. К тому же больной не всегда хочет поделиться с родными тайными мотивами своих решений.

В этом случае задача близких – вывести его на откровенность, а иногда прибегнуть к помощи специалистов, которые помогут сделать это.


Четвертая стадия – стадия депрессии

Человек полностью осознает неизбежность смерти. На вопросы о его состоянии больной отвечает кратким «нормально» или «ничего». Он с невыразимой остротой понимает, что теряет все, материальный мир уже не представляет для него интереса.

Подлинные человеческие чувства - единственное, что с ним остается, поэтому больше всего он нуждается не в словах ободрения, а в теплых прикосновениях, взглядах, дыхании любимых людей.

Это время внутреннего диалога, печали, прощания с миром и оплакивания себя. «Не мешайте человеку плакать. Если можете, поплачьте вместе с ним», - советует А. В. Гнездилов (д.м.н., психотерапевт, врач хосписа).


Смирение и спокойное принятие ухода

Человек уже не цепляется за связи с внешним миром, когда он может сознательно желать «возвращения домой» - последняя и наиболее желанная для умирающего стадия преображения его души.

Важно помнить, что непрощенные обиды, неоплаченные долги, осознанные грехи – все это мешает спокойному уходу. Поэтому многие больные внутренне стремятся обрести чувство исполненного долга: ждут приезда родных издалека, чтобы сказать последние слова, просят прощения у близких или прощают сами, каются перед Богом, оставляют завещания и т.п. Это время, когда слово «прощайте» обретает свой истинный смысл.

В этот сложный период кто, как не близкие, родные люди, могут сделать жизнь больного менее трудной. Вот несколько рекомендаций для этого:

  • Поместите больного в отдельную комнату или постарайтесь выделить ему достаточно освещенное место (например, у окна). Рядом с постелью поставьте тумбочку (табуретку, стул) для лекарств, питья, книг и др., а в изголовье разместите бра, настольную лампу или торшер.
  • Чтобы больной мог в любую минуту вызвать вас, купите колокольчик или резиновую игрушку – «пищалку», в крайнем случае – поставьте рядом с ним пустой стеклянный стакан с чайной ложкой внутри.
  • Включайте ночник, чтобы в комнате не было темно ночью.
  • Если человеку трудно пить из чашки, замените ее поильником или используйте соломинку для коктейля.
  • Используйте для больного только тонкое, пусть и не новое, хлопчатобумажное белье. Застежки и завязки на нем должны быть спереди.
  • Проветривайте комнату 5 – 6 раз в день в любую погоду по 15 – 20 минут, хорошо укрыв больного, если на улице холодно. Каждый день протирайте пыль и делайте влажную уборку.
  • Меняйте положение больного в постели до 10 раз в сутки, поворачивая его, - пролежни, возникающие в результате нарушения кровообращения (чаще в области крестца, копчика, позвоночных отростков, лопаток, пяток, ягодиц), лечатся сложно. Простыню надо натягивать без складок, швы нижнего белья не должны приходиться на участки, наиболее плотно соприкасающиеся с кроватью. Под крестец и копчик лучше подложить резиновый круг, слегка надутый и покрытый мягкой пеленкой.
  • Места наибольшего давления на кожу аккуратно протирайте камфорным, нашатырным или салициловым спиртом 3 – 4 раза в день. Каждый день смазывайте всю поверхность тела любыми увлажняющими кремами. Мокрое, грязное белье немедленно меняйте, а при появлении покрасневших участков – после легкого массажа - прижигайте их крепким темно–фиолетовым раствором марганца. Если пролежень стал мокнуть, самостоятельно не наносите никаких мазей, не наклеивайте пластырей и не забинтовывайте – будет только хуже. Пролежень должен «дышать».
  • Волосы больного желательно мыть не реже 1 раза в неделю, а расчесывать - ежедневно. Ногти на руках и ногах подстригайте по мере их отрастания. Мужчин не забывайте брить, делая это аккуратно, избегая порезов.
  • Ежедневно промывайте глаза больного настоями ромашки, шалфея или чайной заваркой.
  • Язык, десны и зубы больного каждый день протирайте слабым раствором марганца, фурацилина, ромашки или шалфея. Для профилактики стоматита смазывайте полость рта раствором буры в глицерине, медом, растительным маслом или содовым раствором. Если больной может, то пусть чистит зубы зубной щеткой.
  • Важно правильно регулировать стул больного. При запорах необходимо использовать слабительные средства и клизмы.
  • Всегда спрашивайте, что хочет больной, и делайте то, о чем он просит. Он лучше вас знает, как ему удобно и что необходимо. Не навязывайте свою волю, а имейте терпение принимать даже самые нестандартные пожелания.
  • Если человек любит смотреть телевизор, слушать приемник, читать книги и журналы – не лишайте его этих удовольствий.
  • Спрашивайте, кого именно он хотел бы видеть, и приглашайте к нему именно этих людей.
  • Если ему становится хуже, не оставляйте одного, особенно ночью. Соорудите себе постель рядом с ним.
  • Старайтесь поддерживать с ним физический контакт: держите за руку. Это дает человеку ощущение безопасности и сопереживания.
  • Пишите ему письма – в ваше краткое отсутствие они станут опорой его душе.
  • Оставьте милую безделушку, напоминающую ему о вашей любви и заботе.
  • Не останавливайте, если человек плачет.
  • По возможности и по его желанию не изолируйте от него детей.
  • Не отдаляйтесь от больного, старайтесь сохранять с ним те же отношения, что были у вас в то время, когда он был здоров.
  • По-прежнему балуйте любимого человека. Еще одна шоколадка, любимый напиток, иная «слабость» ему уже не навредят, а лишний раз смогут порадовать.



ПОМНИТЕ:

Все, что Вы испытываете в настоящее время: горе, смятение, печаль, страх, гнев – это естественные переживания людей.

Вам нужна помощь близких, друзей, соседей. Не ждите, зовите тех, кто Вам близок и дорог, кого Вы любите. Сейчас Вам необходима помощь, и Вы ее заслуживаете.

Доверяйте себе, и Вы найдете путь к искренним, откровенным отношениям с болеющим человеком. Он должен знать, что есть близкие ему люди, которые не боятся смотреть правде в глаза. Той правде, которую больной уже знает и с которой так трудно быть один на один.

Если Вы сейчас не можете говорить на эту тему открыто, будьте готовы к тому, что это может произойти в любой момент.

Старайтесь получить ответы на все волнующие Вас вопросы у медицинских и социальных работников.


Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что для него ничего нельзя сделать.Ему можно помочь, проходя вместе с ним путь до конца!

Выездная службаВыездная
служба
Стационарное отделениеСтационарное
отделение
Другие виды деятельностиДругие виды
помощи
© Самарский ХОСПИС, 2008-2017 443067, г. Самара, ул. Гагарина, 85 А
(846) 262-22-41, 262-22-42
hospice@mail.radiant.ru
Хотите помочь?
Дизайн и разработка сайта
art.intellect
Разработка сайта - Art.Intellect